Особенности социального предпринимательства

Суть социального предпринимательства, и вместе с тем — основное его отличие от классической коммерции, заключается в его направленности — если обычный бизнес первоочередно нацелен на получение прибыли с последующим распределением ее между акционерами, менеджментом и сотрудниками предприятия, а также с частичным рефинансированием, то первостепенной задачей социального предпринимательства является выполнение определенной миссии, которая так или иначе полезна обществу. Но прибыль в социальном предпринимательстве важна, это важный критерий успешности бизнеса, который ни в коем случае не вступает в противорчение с социальной направленностью бизнеса.

Вместе с этим следует обратить внимание на возможность получения прибыли в коммерческих компаниях, относящих себя к социально-ориентированным — но полученные средства не идут акционерам (владельцам) предприятия, а направляются на развитие организации (иначе говоря осуществляется реинвест 70-90% прибыли — за вычетом налогов и выплаты з/п персоналу).

Существует несколько направлений социального предпринимательства и несколько вариантов финансирования проектов и распределения прибыли:

  1. Чисто некоммерческие организации. Например — благотворительные фонды, которые финансируют другие социальные проекты, причем как начинающие, так и весьма солидные.

  2. Гибридные формы социального предпринимательства. В первую очередь здесь необходимо упомянуть крупнейшие социальные сети, такие как Facebook и Instagram. Основной концепцией этих проектов стало повышение коммуникативных возможностей между людьми, однако уже через некоторое время, благодаря высокой посещаемости, социальные сети стали универсальными рекламными площадками и позволили своим создателям получать колоссальные доходы (а Instagram изначально вообще не планировали монетизировать). То есть, в данном случае показано удачное сочетание коммерческого проекта и социальной миссии.

  3. Коммерческие организации, открывающие параллельно со своей деятельностью проекты с социальной направленностью. Здесь можно в качестве примера привести практически любую крупную корпорацию, потому как они практически все открывают всевозможные благотворительные фонды. Другой вопрос — это истинная цель реализации проектов в данном случае. Все дело в том, что большинство таких социально направленных проектов создаются преимущественно с целью пиара. Но тем не менее, социальной составляющей из них никто не убирал, и пользу обществу они приносят немалую.

  4. Венчурные некоммерческие фонды, основной целью которых является финансирование стартапов, имеющий в той или иной степени социальную направленность. 

Источник: https://vc.ru/finance/60598-socialnoe-predprinimatelstvo-v-rossii