Система сбалансированных показателей

Система сбалансированных показателей ССП (Balanced Scorecard) была разработана американскими экономистами Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в конце 20 века. Смысл системы в следующем: стратегия компании не может базироваться только на финансовых показателях. Для управления бизнесом важно отталкиваться от финансовых целей, на которые хочется выйти, но увязывать их с целями из других сфер деятельности компании, чтобы можно было выстроить четкую стратегию достижения задуманных финансовых результатов. Так, компания рассматривается через 4 призмы, и в каждой области прорабатываются конкретные цели, чтобы выйти на нужные финансовые результаты:

  • Финансы – это призма ценности компании для владельцев, основная цель – обеспечивать стабильный рост стоимости бизнеса для владельцев и рост прибыли. Здесь же описываются более детальные цели, как обеспечить этот устойчивый рост: скажем, за счет сокращения затрат, либо за счет инвестиций в инновационные отрасли, либо как-то еще.

  • Клиенты – это призма ценности компании для клиентов, ее конкурентные преимущества. Так что цели, установленные в этой призме, должны обеспечить компании улучшения взаимодействия с клиентами, упрочнение позиции на рынке, совершенствование продуктовой линейки и сервиса, т.е. это цели, чтобы компания становилась для целевых клиентов лучше, что и обеспечит выход на финансовые показатели.

  • Бизнес-процессы – это призма деятельности внутри компании. И здесь необходимо устанавливать цели, которые помогут сделать бизнес-процессы внутри компании эффективнее, чтобы добиться конкурентного преимущества, описанного в сфере клиентов, а также выйти на те затраты и тот уровень прибыли, которые будут установлены в финансовой сфере.

  • Рост и обучение – это призма нематериальных активов компании: ее сотрудников, технологий и т.д. Устанавливаемые здесь цели помогают компании создавать нужную атмосферу в коллективе, обеспечить нужный уровень знаний и навыков сотрудников, соответствующий уровень технологического обеспечения бизнеса, чтобы цели в остальных сферах стали реалистичными.

Как видно, ССП позволяет декомпозировать стратегию компании на цели из 4 сфер деятельности компании, которые довольно общую стратегию наподобие «наша компания должна стать лидером рынка» превратить в конкретный набор финансовых, клиентских, процессных целей и целей развития, которые позволяют выстроить четкий план действий и отслеживать его.

Как построить систему сбалансированных показателей?

1. Разработать стратегию

2. Определить стратегические цели

3. Определить ключевые показатели, в наибольшей степени характеризующие достижение стратегических целей

4. Сформировать ССП

5. Распределить ответственность за цели по каждой сфере

Правильно выстроенная система сбалансированных показателей приведет к следующим стратегическим результатам:

  • Удовлетворенные акционеры
  • Довольные клиенты
  • Эффективные бизнес-процессы
  • Мотивированный и подготовленный персонал.

Источники:
http://humeur.ru/page/sistema-sbalansirovannyh-pokazatelej-ssp
https://alfaseminar.ru/sistema_sbalansirovannyh_pokazatele